Логопед часть 2
Неделя с 11.05.2020 по 17.05.2020
1)Лексика и грамота
Задание № 30
Лексическая тема: «Насекомые и пауки.
Звук [Ц] и буква Ц ».
1 Воспитание направленной воздушной струи.
2 Развитие фонематического восприятия.
-Найди звук,который спрятался во всех словах. ЦАПЛЯ, КОНЕЦ,УЛИЦА, ПТЕНЕЦ, ЦВЕТЫ, КОЛОДЕЦ, ВОДИЦА,СКВОРЕЦ.
- воспроизведение слоговых рядов:
АЦ – ОЦ; АЦ – ОЦ – УЦ; АЦ – ОЦ – УЦ – ЫЦ;
- Прописать заглавную и строчную буквы " Ц ".
3) Индивидуальная работа по звукопроизношению. Задания выполняем в книгах.
Неделя с 18.05.2020 по 24.05.2020
1 Развитие фонематического слуха
- Определить место звука Щ в словах + читать слова самостоятельно.
- Игра «Подпрыгни,когда услышишь звук Щ»:- Прописать заглавную и строчную буквы " Щ ".
3) Индивидуальная работа по звукопроизношению. Задания выполняем в книгах.
Неделя с 25.05.2020 по 31.05.2020
Вспомните.
- Что такое буква? (это то,что мы видим и пишем)
-Что такое звук? ( Это то , что слышим и произносим)
-Что такое слог? ( Это маленькая часть слова)
-Из чего состаят слоги? ( Слоги состоят из звуков/букв)
-И чего состоят слова? (Слова состоят из слогов)
-Что такое предложение? (Предложение-это маленький рассказ)
-Из чего состоят предложения? ( Предложения состоят из слов,которые дружат по смыслу)
-Что такое предлог? ( Это маленькое слово в предложении)
- Какие бывают звуки? ( Гласные и согласные)
-Какими бывают согласные звуки? Приведите примеры. (Мягкими и твердыми,глухими ,звонкими,парными и непарными)
-Какие звуки всегда мягкие? ( " Щ ","Ч","Й ")
-Какие звуки всегда твердые? (" Ц "," Ш ", "Ж ")
-Дайте характеристику звуку " И". (Гласный,его можно петь ,тянуть,воздух не встречает преграду и обозначается красным цветом)
-Дайте характеристику звуку " Н".(Согласный,его нельзя петь, тянуть, звонкий,твердый,обозначается синим цветом)
-Диктант.
-А, Ш,З,В, Д и т.д.,
-АС, ПУ, ЧА, ШИ, ДЕ и т.д.,
-Составь и запиши слова из слова- Электростанция ( кот,ток,сок,и т.д.)
-Определи место звука с в слове СОН,СОВА, СУП, МУС, и др..
-" Азбука Морзе" запиши слова кружками синими,зелеными,красными СОМ, КОТ, и пр..
Лето.
Уважаемые родители!
Вот и подошел учебный год к концу. Я благодарю всех за помощь,за терпение и за проделанную совместную работу по совершенствованию речи детей.
Наступила пора каникул,отпусков,отдыха.
В это время самое главное, чтобы дети отдохнули летом, набрались сил, окрепли.
Летние каникулы самое подходящее время для того, чтобы накопить положительные эмоциональные ресурсы на весь год.
В этом учебном году была проделана большая работа по преодолению нарушения звукопроизношения. У всех детей появились в речи звуки, ранее им недоступные. Весь учебный год велась работа над обогащением словарного запаса, развитием связной речи, фонематического слуха, а также работа по развитию памяти, мышления, внимания и самоконтроля. За учебный год разучили большое количество стихотворений , чистоговорок. Была проведена работа на дифференциацию (различение) согласных, имеющих сходство в произношении с целью предотвращения дальнейших ошибок на письме.
Родителям детей, которые занимались с логопедом , и летом нельзя забывать о занятиях. Важно помнить, что сформированные в течение учебного года навыки (выработанные артикуляционные уклады, поставленные звуки, выученные стихи, пальчиковые игры) за летний период могут, как укрепиться и войти в привычный стереотип, так и потеряться.
Летом ребенок получает много ярких впечатлений, больше находится на воздухе, двигательная активность возрастает. Этот период можно использовать для закрепления пройденного материала. И не надо это делать в форме занятия. Игра, только игра! Но заранее подумайте, где и в какое время можно с ребенком это делать. Отдыхая вместе у вас образуется больше время для общения. И тогда вы заметите, чем можно обогатить знания, умения, навыки вашего ребёнка. Всё время подводите его к той цели, которую вы поставили.
Перед тем, как дети уйдут на каникулы, мне бы хотелось дать некоторые рекомендации. Звуки поставлены и введены в речь, но если не контролировать речь ребёнка, он легко может их вновь утратить, и всё придётся начинать сначала. Не спешите выбрасывать домашнюю логопедическую папку — в ней есть скороговорки и стихи, которые можно повторять летом.
Лето — время отдыха, но не стоит забывать и о книгах. Предлагаю вам прочитать ребенку рассказ, книгу, ребёнок вам перескажет его,ее, скажет, что он думает о поступках героев, выскажет своё мнение, попытается рассуждать. Тем самым связная речь будет постоянно развиваться, а словарный запас вашего ребёнка станет богаче.
Во время прогулок, поездок вы также можете контролировать произношение «трудного» звука у ребёнка в спонтанной речи, попросив рассказать о чём-то, описать предмет. Если вы отправляетесь на отдых, в отпуск — не упустите возможность использовать новые впечатления ребёнка для развития выразительности речи. При описании, например, моря, гор, пейзажа обращайте внимание ребёнка на использование прилагательных и других частей речи, делающих нашу речь богаче. Чаще говорите с ребёнком и не только на бытовом уровне, следите за собственной речью, избегайте слов-паразитов, ведь дети очень часто копируют речь родителей, их манеру общения.
Можно предложить ребёнку игры, которые тренируют силу и длительность выдоха:
Обдувать одуванчики несколькими короткими, а потом одним долгим выдохом;
Пускать мыльные пузыри через соломинку (разводить детский шампунь)
Надувать воздушные шарики;
Стараться надувать надувные игрушки, круги, мячи;
Учиться плавать, выдыхая в воду, нырять;
Дуть на детские флюгера.
Развитию мелкой моторики способствуют следующие действия:
Самообслуживание (молнии, кнопки, пуговицы, шнурки);
Собирать, перебирать ягоды;
Помогать взрослому полоть грядки;
Выкладывать рисунки из камней (шишек, спичек, круп);
Играть с глиной, мокрым песком;
Играть с мячами и мячиками (бросать, ловить, бить в цель)
В дождливые дни можно:
Собирать мозаики, конструкторы, пазлы;
Перебирать крупы;
Раскрашивать раскраски цветными карандашами;
Складывать простые игрушки из бумаги (оригами);
Вышивать (крупным крестиком);
Завинчивать гайки (игрушечные и настоящие);
Плести из бисера;
Лепить из пластилина, пластика, теста.
Очень важно продолжать развивать мышцы речевого аппарата (неспецифического)
Жевать мясо (а не только сосиски и котлеты);
Жевать сырые овощи (морковь, редис, огурцы) и фрукты (яблоки, груши…);
Лизать языком с блюдца варенье, сметану, йогурт – для распластывания языка;
Полоскать рот;
Жевать боковыми зубами;
Сосать сухарики из хлеба, булки (солёные);
Лизать эскимо.
И в любое время можно поговорить с ребёнком. Эти игры способствуют развитию грамматического строя речи, связной речи.
Скажи наоборот (высокий-низкий)
Посчитаем (1 рыба, 2 рыбы, 5 рыб)
Скажи ласково (птица – птичка, ковер – коврик)
Один – много (стул – стулья, много стульев; дом – много домов)
Словообразование (напр.: стол из дерева – какой? – деревянный)
Подбирать определения (Какие бывают собаки: большие, служебные …);
Игра «Угадай, что я вижу» (по описанию узнать задуманный предмет) (Зелёная, кудрявая, белоствольная. Что это? Берёза);
Назвать слова с определённым слогом, звуком;
Составлять предложения с заданными словами;
«А если бы» (помечтать на тему: «А если бы у меня был ковёр-самолёт, шапка-невидимка...»);
Играем, развивая фонематические процессы:
Повтори за мной ( слоговые дорожки – па – ба – па, та-да-та и т.д);
Назови первый (последний) звук в слове;
Где спрятался звук - в начале? В середине? В конце? - ищем звук [Л] в слове ЛОПАТА, КОЛПАК, КОЛ;
Уделяйте своему ребенку больше внимания, чаще находитесь на свежем воздухе, посещайте игровые площадки, парк.
Желаю вам приятного отдыха и огромных успехов!