ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ВОСПИТАНИЯ СПОКОЙНОГО РЕБЕНКА.
Проявите максимум доброты, ласки, сочувствия к ребенку, когда он спокойно что-либо просит, но не потакайте никаким нервным проявлениям – плачу, злости, капризам.
Не ограничивайте свободы ребенка, но твердо и решительно обрывайте его нетерпимые поступки без всяких скидок на нервное, болезненное состояние.
Приучите его с первого же раза слушаться спокойно сказанного слова. Обязательно выполняйте как все обещания, так и угрозы, чтобы слово всегда было связано с соответствующим ему ощущением приятного или неприятного, и этим закрепите роль слова.
Многие ошибочно полагают: если ребенок нервный – надо терпеть все его выходки, так нервность будет ребенку выгодна.
Ни в коем случае нельзя допускать, чтобы ребенок использовал свои нервные проявления с целью получения реальной или моральной выгоды, - и он будет здоровым, крепким, послушным, полноценным.
Чем младше ребенок, тем слабее развиты в его коре тормозные процессы и тем легче они срываются при их перегрузке. Это происходит, если ребенку все время кричат: «нельзя!», «перестань!», «не трогай!», «сиди смирно!». Ребенок имеет право на радостную активную жизнь; он должен и поиграть, и побегать, и даже пошалить. Дайте ему больше свободы и самостоятельности. Запрещать можно и нужно лишь то, что абсолютно недопустимо, но в этом случае необходимо запрещать твердо и безоговорочно.
Механизмы нервных срывов у детей.
Двумя основными состояниями клеток коры головного мозга являются возбуждение и торможение.
И.П. Павловым было установлено, что нервный срыв (невроз) возникает по одному из трех физиологических механизмов: при перегрузке процессов возбуждения, при перегрузке процессов торможения, при их «сшибке», т.е. когда одновременно сталкиваются возбуждение и торможение.
Чаще всего срыв происходит по механизму перегрузки процессов возбуждения. Ведущие советские психоневрологи подчеркивают, что невроз вызывают не сами зрительные, слуховые, болевые и прочие впечатления, а то, что с ними связано в сознании данного человека, в его жизненном опыте. Дети обычно «храбрее» взрослых, они не имеют достаточного опыта и судят об опасности или безопасности происходящего по реакции взрослых. Опыт показывает, что дети, у которых возник невроз от какого-то «испуга», до этого неоднократно испытывали несравненно более сильные потрясения, вызывавшие у них лишь кратковременный плач, так как они не сопровождались соответствующей сигнализацией взрослых об их опасности.
Срыву тормозного процесса и развитию безудержности способствует и частое применение наказаний, связанных с длительным лишением свободы и подвижности: ставят в угол, лишают прогулок и т.п. Лишение свободы, перегружая тормозной процесс, всегда повышает агрессивность.
По механизму «сшибки» – столкновение возбуждения и торможения – невроз может возникнуть тогда, когда одно и то же событие или поступок имеет и положительное и отрицательное подкрепление. Например, ребенок испытывает нежность к новорожденному брату и одновременно неприязнь к нему за то, что он отвлекает на себя внимание матери; или одновременно испытывает любовь к отцу, покидающему семью, и ненависть к нему за это. Однако чаще подобный срыв происходит по вине родителей, когда сегодня ребенка наказывают за то, что вчера сходило безнаказанным; когда один из родителей разрешает или даже поощряет то, за что другой ругает; когда дома потакают тому, за что взыскивают в детском саду или в школе.
По какому бы из трех механизмов ни возник нервный срыв у ребенка, закрепляется он и переходит в стойкий невроз, если начинает приносить какие – либо реальные или моральные выгоды.
Как можно реже запрещать ребенку, меньше ограничивать его активность и тенденции к самостоятельности, но если вы сказали «нельзя» или «надо», ребенок должен без единого исключения, с первого же раза выполнить требование; он должен знать, что без нужды оно не дается, но не выполнить его абсолютно невозможно. Эти положения особенно твердо и последовательно надо проводить с трудными – безудержными детьми, так как именно эти мероприятия постепенно тренируют тормозной процесс.