Образовательная программа дошкольного образования ГБДОУ детского сада № 12 Василеостровского района (далее – Программа) разработана и утверждена в соответствии с Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 24.11.2022 № 1022 "Об утверждении федеральной адаптированной образовательной программы дошкольного образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья" (Зарегистрирован 27.01.2023 № 72149), и Федеральным образовательным стандартом дошкольного образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. N 1155 (с изменениями и дополнениями от: 21 января 2019 г., 8 ноября 2022 г.) (далее - ФГОС ДО).
Целью реализации образовательной программы дошкольного образования, адаптированной для обучающихся с ТНР ГБДОУ детского сада № 12 Василеостровского района (далее – Программа) является обеспечение условий для дошкольного образования, определяемых общими и особыми потребностями ребёнка дошкольного возраста с ТНР, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья [ФАОП ДО, 1.1.1].
Цель Программы достигается через решение следующих задач:
‑ реализация содержания образовательной программы дошкольного образования, адаптированной для обучающихся с ТНР;
‑ коррекция недостатков психофизического развития детей с ТНР;
‑ охрана и укрепление физического и психического здоровья детей с ТНР, в том числе их эмоционального благополучия;
‑ обеспечение равных возможностей для полноценного развития ребенка с ТНР в период дошкольного детства независимо от пола, нации, языка, социального статуса;
‑ создание благоприятных условий развития в соответствии с их возрастными, психофизическими и индивидуальными особенностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка с ТНР как субъекта отношений с другими детьми, взрослыми и миром;
‑ объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей, принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
‑ формирование общей культуры личности детей с ОВЗ, развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирование предпосылок учебной деятельности;
‑ формирование социокультурной среды, соответствующей психофизическим и индивидуальным особенностям развития детей с ТНР;
‑ обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития, образования, реабилитации (абилитации), охраны и укрепления здоровья детей с ОВЗ;
‑ обеспечение преемственности целей, задач и содержания дошкольного и начального общего образования [ФАОП ДО, 1.1.1].
Возрастные и иные категории детей, на которых ориентирована Программа Организации, в том числе категории детей с ограниченными возможностями здоровья, если Программа предусматривает особенности ее реализации для этой категории детей:
Программа ориентирована на следующие возрастные группы:
3 – 4 лет компенсирующая группа;
4 – 5 лет компенсирующая группа;
5 – 6 лет компенсирующая группа;
6 – 7 (8) лет компенсирующая группа.
В образовательной организации имеются группы компенсирующей направленности для детей с особыми возможностями здоровья: тяжелым нарушением речи (общим недоразвитием речи).
Характеристика взаимодействия педагогического коллектива с семьями детей
Главными целями взаимодействия педагогического коллектива образовательной организации с семьями обучающихся дошкольного возраста являются:
обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах образования, охраны и укрепления здоровья детей раннего и дошкольного возрастов;
обеспечение единства подходов к воспитанию и обучению детей в условиях образовательной организации и семьи; повышение воспитательного потенциала семьи.
Достижение этих целей должно осуществляться через решение основных задач:
- информирование родителей (законных представителей) и общественности относительно целей дошкольного образования, общих для всего образовательного пространства Российской Федерации, о мерах господдержки семьям, имеющим детей дошкольного возраста, а также об образовательной программе, реализуемой в образовательной организации;
- просвещение родителей (законных представителей), повышение их правовой, психолого-педагогической компетентности в вопросах охраны и укрепления здоровья, развития и образования детей;
- способствование развитию ответственного и осознанного родительства как базовой основы благополучия семьи;
- построение взаимодействия в форме сотрудничества и установления партнерских отношений с родителями (законными представителями) детей раннего и дошкольного возраста для решения образовательных задач;
- вовлечение родителей (законных представителей) в образовательный процесс.
В построении взаимодействия с родителями (законными представителями) образовательная организация придерживается следующих принципов:
- приоритет семьи в воспитании, обучении и развитии ребенка: в соответствии с Федеральным законом 273-ФЗ «Об образовании в РФ» у родителей (законных представителей) обучающихся не только есть преимущественное право на обучение и воспитание детей, но именно они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка;
- открытость: для родителей (законных представителей) должна быть доступна актуальная информация об особенностях пребывания ребенка в группе; каждому из родителей (законных представителей) должен быть предоставлен свободный доступ в образовательной организации; между педагогами и родителями (законными представителями) необходим обмен информацией об особенностях развития ребенка в образовательной организации и семье;
- взаимное доверие, уважение и доброжелательность во взаимоотношениях педагогов и родителей (законных представителей): при взаимодействии педагогу необходимо придерживаться этики и культурных правил общения, проявлять позитивный настрой на общение и сотрудничество с родителями (законными представителями); важно этично и разумно использовать полученную информацию как со стороны педагогов, так и со стороны родителей (законных представителей) в интересах детей;
- индивидуально-дифференцированный подход к каждой семье: при взаимодействии необходимо учитывать особенности семейного воспитания, потребности родителей (законных представителей) в отношении образования ребенка, отношение к педагогу и образовательной организации, проводимым мероприятиям; возможности включения родителей (законных представителей) в совместное решение образовательных задач;
- возрастосообразность: при планировании и осуществлении взаимодействия необходимо учитывать особенности и характер отношений ребенка с родителями (законными представителями), прежде всего, с матерью (преимущественно для детей раннего возраста), обусловленные возрастными особенностями развития детей.
Деятельность педагогического коллектива образовательной организации по построению взаимодействия с родителями (законными представителями) обучающихся осуществляется по нескольким направлениям:
- диагностико-аналитическое направление включает получение и анализ данных о семье каждого обучающегося, ее запросах в отношении охраны здоровья и развития ребенка; об уровне психолого-педагогической компетентности родителей (законных представителей); а также планирование работы с семьей с учетом результатов проведенного анализа; согласование воспитательных задач;
- просветительское направление предполагает просвещение родителей (законных представителей) по вопросам особенностей психофизиологического и психического развития детей раннего и дошкольного возрастов; выборов эффективных методов обучения и воспитания детей определенного возраста; ознакомление с актуальной информацией о государственной политике в области дошкольного образования, включая информирование о мерах господдержки семьям с детьми дошкольного возраста; информирование об особенностях реализуемой в образовательной организации образовательной программы; условиях пребывания ребенка в группе образовательной организации; содержание и методах образовательной работы с детьми;
- консультационное направление объединяет в себе консультирование родителей (законных представителей) по вопросам их взаимодействия с ребенком, преодоления возникающих проблем воспитания и обучения детей, в том числе программы в условиях семьи; особенностей поведения и взаимодействия ребенка со сверстниками и педагогом; возникающих проблемных ситуациях; способам воспитания и построения продуктивного взаимодействия с детьми раннего и дошкольного возрастов; способам организации и участия в детских деятельностях, образовательном процессе и другому.
Совместная образовательная деятельность педагогов и родителей (законных представителей) обучающихся предполагает сотрудничество в реализации некоторых образовательных задач, вопросах организации развивающей предметно-пространственной среды и образовательных мероприятий; поддержку образовательных инициатив родителей (законных представителей) детей раннего и дошкольного возрастов; разработку и реализацию образовательных проектов образовательной организации совместно с семьей.
Особое внимание в просветительской деятельности образовательной организации уделяется повышению уровня компетентности родителей (законных представителей) в вопросах здоровьесбережения ребенка.