Готовность ребенка к школе определяется по трем направлениям:
1. Психофизические особенности (общее физическое развитие, характеристика крупных и мелких движений.)
2. Интеллектуальные особенности (круг знаний, уровень развития отдельных познавательных процессов памяти, внимания, мышления.)
3. Личностная направленность и активность (воля, саморегуляция, развитие мотивов учения.)
Готовность ребенка к систематическому обучению в школе – это тот уровень физического и психического развития ребенка, при котором требования систематического обучения не будут чрезмерными и не приведут к нарушению здоровья. Школьные трудности неизбежны (к этому мы должны быть готовы), но кто - то пройдет их незаметно, а для кого – то они могут стать непреодолимым препятствием. Иногда «неготовый» к школе ребенок учится хорошо, но это достигается дорогой «физиологической ценой» - переутомление и нарушение здоровья. Учить ребенка по индивидуальной программе можно и в 5 лет и раньше. Учиться в школе без перенапряжения сможет только тот, кто готов.
Характерные трудности первоклассника: несобранность, неаккуратность, невнимательность. Причины могут быть разные.
1. Повышенная тревожность приводит к нарушению внимания (когда мы сильно волнуемся, ошибок бывает больше).
2. Это может быть быстрая истощаемость, слабость нервной системы: ребенок работает 5 минут, дальше мозг отключается (ребенок проявляет повышенную возбудимость или наоборот заторможенность) - ему необходим отдых. Требовать продолжения работы бесполезно пока не пройдет восстановительный период, тогда можно продолжить умственную работу. Быстрая истощаемость нервной системы не является препятствием к обучению, если учитывать особенности ребенка.
3. Слабое развитие произвольности и внимания. Позаботьтесь об этом заранее, развивая организованность, собранность, волевые привычки.
Например, предлагайте ребенку складывать вещи, которые нужны в бассейне (музыкальной или художественной школе и т.д.), конечно с вашим организующим участием: «Завтра в бассейн, давай сложим все, что тебе там будет нужно». Если ребенок не все вспомнил: «А что тебе понадобится в душе? После плавания и т.д.»
Или например, «Давай приготовим одежду, в чем ты завтра пойдешь в садик». Возможно ребенка не заинтересует собирание вещей. И здесь, как и в любой другой деятельности, в которую вы хотите вовлечь ребенка все зависит от вашей фантазии, терпения и доброжелательности.
Вы можете сказать ребенку: «Чтобы ничего не забыть, давай нарисуем все вещи, которые нужны в бассейне, а потом будем смотреть и складывать.» Помогите ребенку. Можно нарисовать картинки а рядом подписать названия вещей.
Также это можно использовать утром, когда вы собираетесь в садик, картинка на которой будут по порядку все утренние дела.
Самая лучшая профилактика трудностей в школе – это полноценное развитие ребенка. Семья играет решающую роль. Усвоение ребенком знаний об окружающем происходит повседневно и ежечасно, нужно только не отмахиваться от детских «почему?», не лениться разъяснить, показать, самим привлекать внимание детей, когда они не задают вопросов. Это можно делать по пути в садик, магазин. Хорошо, если вы не просто отвечаете на вопрос ребенка, а включаете его в поиск ответа в меру его возможностей. Как мы можем ответить на вопрос ребенка: «На Луне живут люди?»
1 вариант Сказочный «На Луне живут маленькие гномики-лунатики, и если будешь хорошо себя вести они могут тебе присниться» Рано или поздно ребенок будет разочарован: обманули.
2 вариант Научный «На Луне людей нет. Там нет воздуха – нечем дышать» Ребенок усваивает, что в этом мире на любой вопрос есть ответ – значит не надо думать. Формируется «закрытое» консервативное мышление.
3 вариант Открытый «Древние люди считали, что там живут существа, похожие на нас, а писатель Носов написал книгу «Незнайка на Луне». А космонавты летали на Луну и никого там не увидели, правда они не по всей Луне ходили…» Такой ответ оставляет вопрос открытым, стимулируя размышления, позволяет поделиться научным знанием, не разрушая сказочность и романтизм детства.
Толчок к новым знаниям и интересам оказывает посещение музеев, выставок, театров. Куда бы вы не пошли вместе, впечатлений для разговоров и обсуждений хватит надолго.
Полноценное психическое развитие обеспечивается ведущей деятельностью, а в дошкольном возрасте это игра. В игре ребенок «плачет как пациент» и «радуется как играющий». Он учится следить за своими эмоциями, анализировать их и управлять ими, развивает способность осмысливать ситуацию, учится подчинять свои действия роли, соблюдать игровые правила, согласовывать свои действия, считаться с окружающими. Когда вы играете с ребенком, вы можете ставить его в ситуации, близкие к тем, когда он неуверен, неловок, показывать выход из трудной ситуации, меняться ролями. Способствуют всестороннему развитию ребенка «домашние спектакли». Можно решить много обучающих и развивающих задач, многому научить. Это, конечно, требует времени, которое у многих ограничено. Время можно выделить ограничив просмотр телевизора, видео, компьютерных игр – это не развивающая нагрузка на психику, задействует пассивные психические процессы. Ребенку необходима активность.
Необходимое условие для развития интеллекта ребенка – общение со взрослым. Взрослому необходимо не только умение рассказывать, но и умение выслушать ребенка, не перебивая. Если взрослый не слушает ребенка, то не только не дает ему высказаться, поделиться, а убивает интерес к познанию, останавливает психическое развитие. Хорошо если у вас есть определенное время 0.5 – 1 час в день, которые вы полностью посвящаете игре и общению с ребенком. Если не получается, можно когда вы гладите белье или моете посуду разговаривать с ребенком или играть в слова (не лучший вариант, но все же выход).
Обучать ребенка можно самым разным вещам включаясь в его игру. Все зависит от вашей фантазии.
Поступление в школу одно из самых событий в жизни ребенка. Семилетние дети, впервые приходящие в школу, относятся к ней благоговейно и это отношение помогает им преодолеть трудности освоения новой роли. Но если ребенок запуган, если слышит от взрослых: «В школе тебе покажут, ничего не умеешь, будешь одни двойки получать», положительное отношение к школе может не сложиться. Чтобы ребенок не потерял интерес к школе еще до того, как поступил в 1 класс, важно не допускать переутомления, чрезмерной нагрузки, не ругать ребенка за неудачи, не показывать своего недовольства и разочарования, демонстрировать веру в его возможности и отмечать каждый его успех. У ребенка должна быть возможность играть. Венгер, кандидат психологических наук, считает, чтобы ребенок к семилетнему возрасту по-настоящему захотел учиться, в шестилетнем у него должна быть возможность много играть.
Постепенное формирование зрелого отношения к школе одна из важнейших задач.
Если ребенок на вопрос «почему ходят в школу?» отвечает «потому что нравится учится (т.е. у него есть потребность в приобретении знаний, если понимает необходимость учения для дальнейшей жизни, выбора профессии, это во многом определит его успешность.
Однако, у детей часто складываются мотивы не связанные с учебой:
«В школу ходят потому, что большими становятся, потому, что родители заставляют, в школе много ребят и с ними можно играть, там получают пятерки и т.д.»
В формировании зрелого отношения к школе большую роль играют родители. Постоянный интерес к тому, чем занимался сегодня ребенок, что узнал нового, покажет ему важность получаемых знаний.
Характерные трудности первоклассника: несобранность, неаккуратность, невнимательность – в значительной мере, вызваны отсутствием волевых привычек. Для того, чтобы ребенок был организован в школе, нужны волевые привычки, сформированные в дошкольном возрасте.