ФОРМИРУЕМ ВОЛЕВЫЕ ПРИВЫЧКИ
Можно выделить 4 группы волевых привычек, формируемых в дошкольном возрасте.
1.Культурно-гигиенические (мыть руки, чистить зубы, правильно сидеть за столом, аккуратно есть).
2.Бытовые навыки (убирать игрушки, складывать одежду, убирать постель, помогать накрывать на стол и убирать со стола, некоторые доверяют мыть посуду, пылесосить и т.д. Не столь важно что делает ребенок, главное, чтобы у ребенка были свои обязанности и их выполнение стало естественным, превратилось в волевую привычку.
3.Волевые привычки культурного поведения. Навыки общения со взрослыми, сверстниками, - то, что называют «хорошими манерами» (например, не перебивать других в беседе, без напоминаний благодарить, здороваться, прощаться.
4.Волевые привычки в умственной работе. (Устойчивые интересы, привычка к сосредоточенному труду).
Для дошкольника характерна потребность быть хорошим и взрослый наделен авторитетом, это и следует использовать в волевом воспитании.
Условие формирования волевых привычек в дошкольном возрасте – обязательное выполнение соответствующих требований, всегда, даже если очень некогда, потому что перерывы могут привести к тому, что привычка так и не возникнет. Очень важно, чтобы взрослые были для ребенка примером. Хорошо, если на первых этапах формирования волевой привычки вы не просто требуете от ребенка, а выполняете действие с ним вместе, стремясь к тому, чтобы это было легко и весело. Не всегда надо развлекать, но создать атмосферу доброжелательности, спокойствия, радости общения необходимо всегда.
Таким образом к концу дошкольного детства и к началу школьного обучения у ребенка должен иметься определенный набор волевых привычек. Он может быть разным, важно, чтобы имелись привычки из всех 4 сфер саморегуляции.