Что такое адаптация к школе.
Школа – это совершенно новые условия жизни и деятельности ребенка, это большие физические и эмоциональные нагрузки. Большие нагрузки (психологические, интеллектуальные, функциональные и физические), за которые организм ребенка платит порой самой дорогой «ценой» – здоровьем, а мы, взрослые, не всегда видим и понимаем это.
Процесс приспособления ребенка к школе, к новым условиям существования, новому виду деятельности и новым нагрузкам называется адаптацией. Это довольно длительный процесс, связанный со значительным напряжением всех систем организма.
Когда у ребенка возникают трудности, от родителей требуется большое терпение и такт. Ни в коем случае не следует перекладывать всю вину на других, но ребенок должен знать, что у Вас он всегда найдет поддержку, сочувствие, что Вы поможете ему найти выход из трудной ситуации. Правильная оценка успехов ребенка (даже если успех невелик и не совсем удовлетворяет учителя и родителей)- это Ваша моральная и эмоциональная поддержка ребенка в процессе психологической адаптации. Оценка может быть постоянной психотравмирующей ситуацией, затрудняющей адаптацию ребенка к школе. Родителям рекомендуется не фиксировать внимание на оценке. Лучше оценить желание учиться, старание. Оценивая успехи, не сравнивайте ребенка с другими, не подчеркивайте, что кто-то делает это лучше. Старайтесь подбодрить. Очень часто отрицательные эмоциональные ситуации, связанные с неудовлетворительной оценкой, суммируются, накапливаются, вызывают дополнительное напряжение.
Драматизация школьных неудач, чрезмерные требования и моральное давление, как правило, оборачиваются неуравновешенностью ребенка, страхом несостоятельности, тревожным предчувствием новых неудач. Все это осложняет и без того непростую адаптацию ребенка к школе.
Необходимо учитывать, что в период адаптации к школе некоторая возбудимость, повышенное двигательное беспокойство и другие проявления эмоциональной неустойчивости – явления вполне допустимые. Может проявляться чрезмерное возбуждение и даже агрессивность, а может, наоборот заторможенность, депрессивность. Может возникнуть и чувство страха, нежелание идти в школу и т.д. Изменения в поведении, как правило, отражают особенности психологической адаптации ребенка к школе.
Основные показатели благоприятной адаптации:
1. Формирование адекватного поведения.
2. Установление контактов с учащимися, учителем.
3. Овладение навыками учебной деятельности.
У некоторых детей социально-психологическая адаптация связана со значительными трудностями, они не осваивают учебную программу, у них отмечаются негативные формы поведения, проявления отрицательных эмоций. Если вовремя не разобраться в причинах плохого поведения, не скорректировать затруднения адаптации, то все вместе может привести к срыву адаптации и нарушению психического здоровья.
Процесс физиологической адаптации можно разделить на несколько этапов:
1. Ориентировочный. В ответ на весь комплекс новых воздействий все системы организма отвечают бурной реакцией и значительным напряжением. Эта «физиологическая буря» длится 2 – 3 недели. Организм тратит все, что есть, а иногда и «в долг берет», поэтому родителям важно помнить, какую высокую физиологическую цену «платит» организм каждого ребенка в этот период.
2. Неустойчивое приспособление. Организм ищет и находит оптимальные варианты реакций. «Буря» начинает затихать.
3. Относительно устойчивое приспособление. Организм находит наиболее подходящие варианты реагирования на нагрузку, требующие меньшего напряжения всех систем.
Умственная работа по усвоению новых знаний, статическая нагрузка, которую испытывает организм при вынужденной «сидячей» позе, психологическая нагрузка общения в большом и разнородном коллективе – любая работа требует значительного напряжения организма.
Напряжение сердечно – сосудистой системы первоклассников сравнимо с напряжением сердечно – сосудистой системы космонавта в состоянии невесомости!
Несоответствие требований взрослых и возможностей ребенка ведут к неблагоприятным изменениям функционального состояния нервной системы, к резкому снижению учебной активности, работоспособности, развитию утомления.
Длительное переутомление может «сорвать» здоровье, поэтому, очень важно соблюдать режим дня и создавать все условия для эффективной работы.
Критерием благополучной адаптации детей к школе может служить благоприятная динамика работоспособности и ее улучшение на протяжении первого полугодия, отсутствие выраженных отрицательных изменений показателей состояния здоровья и хорошее усвоение программного материала.
Нельзя закрывать глаза или списывать на невоспитанность любое нарушение поведения ребенка - раздражительность, чрезмерную возбудимость. Нельзя не обращать внимание на вялость, апатию, плаксивость. Все эти проявления неадекватного поведения ребенка чаще всего связаны с нарушением функционального состояния центральной нервной системы, требующего коррекции, а иногда – с заболеванием, требующим лечения. Такие дети нуждаются в особом внимании, особом подходе и большом терпении со стороны взрослых.